Лодка для автомобиля

Л. М. Соболев
Журнал КиЯ №14 1968г

 


Любителям, желающим построить мотолодку конструкции Л. М. Соболева, советуем увеличить ширину лодки по палубе до 1,35 м, борта в корме сделать без завала внутрь, линию палубы (на боку) выполнить почти прямой. Это улучшит внешний вид судна. Число шпангоутов можно уменьшить до 5 (включая транец.)



В 1961 году В. Б. Гантман своей статьей «Автомобиль и лодка» (сборник «Автомобилист», N9 1) вдохновил, по-видимому, многих автолюбителей на приобретение лодки, но нас описанная им лодка по Ряду причин не устраивала,. Не подошла для нас и мотолодка «Москвичка» («Техника молодежи», № 9, 1965 г.): процесс постройки ее довольно сложен, а высота борта недостаточна для, плавания, по озерам. Пришлось разрабатывать проект самим.

Прежде всего были сформулированы требования к нашему судну. Так как лодка будет перевозиться на крыше легкового автомобиля вес корпуса со сланями, веслами и, сиденьями не должен превышать 68/65 кг, а размеры , указанные в «Правилах движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР», где сказано: «На легковых автомобилях, мотоциклкх (мотороллерах), мопедах и мотоколясках запрещается перевозить предметы, выступающие более чем на 0,5 м за габариты по длине или ширине».


Лодка на двух-трех человек должна была быть удобной для прогулок, рыбалки и охоты, прочной, дешевой (90—100 руб. без мотора), простой в постройке и развивать скорость не менее 20 км/час.

Такую лодку мы построили и испытали на Финском заливе под моторами «Стрела», «Ветерок» и «Москва». С мотором «Ветерок» на лодке можно ходить в дальние походы и без автомобиля, но для этого ее следует оборудовать ветровым стеклом и складным тентом.


Набор корпуса выполнен из сосновых реек, обшивка из березовой водостойкой фанеры марки БС-1 толщиной 3 мм. Все соединения выполнены на клею ВИАМ-БЗ и оцинкованных шурупах. Корпус снаружи оклеен двумя слоями стеклоткани на полиэфирной смоле, благодаря чему он абсолютно водонепроницаем. Набор состоит из 6 шпангоутных рамок, транца, киля, скуловых и привальных брусьев. Обшивка дополнительно подкреплена двумя днищевыми и двумя бортовыми стрингерами.





(
Большой формат)

Основные данные лодки

Длина, м

3,5

Ширина, м

1,3

Высота борта, м на миделе

0,445

Высота борта, м у форштевня

0,480

Высота борта, м у транца

0,385

Водоизмещение полное, кг

350

Осадка средняя при полном водоизмещении, м

0,12

Вместимость, чел.

3

Скорость хода, км/час: под мотором «Стрела»

5 л. с. — 14

Скорость хода, км/час: под мотором «Ветерок»

8 л. с. — 26

Скорость хода, км/час: под мотором «Москва»

10 л. с. — ок.35

Вес корпуса, кг.

45

Вес оборудования (сланей, сидений, весел), кг

15


Приспособление для перевозки лодки на автомобиле «Победа» сделано из газовых труб 1/2" и 3/4". Один человек устанавливает приспособление на автомобиле в течение 10—15 мин.

Можно использовать и типовой багажник, но для этого нужно установить дополнительные опоры под нос и корму лодки. Лодку крепят к багажнику тросом диаметром 5 мм, который натягивается при помощи талрепа у передней опоры и натяжных болтов у задней. Чтобы трос не врезался в деревянные борта, его необходимо укладывать в углубления уток. Желательно продеть трос в резиновую трубку. Все остальное очень хорошо описано тов. Кащевским в статье «Приспособление для перевозки лодки на легковом автомобилей в пятом выпуске сборника. Если гараж имеет прочное перекрытие и высоту около 3 м, лодку можно подвесить над автомобилем и хранить так круглый год. Преимущества такого хранения очевидны: снимать лодку с автомобиля и устанавливать на него может один человек, она будет хорошо защищена от ненастья, не надо привязываться к определенной водной станции или стоянке. На перекрытии нужно сделать строп из троса диаметром 5 мм с крючками, которые можно цеплять за утки. Строп следует закреплять с учетом положения центра тяжести лодки, чтобы при подъеме она сохраняла горизонтальное положение.


Удобно на потолке и стенке гаража установить направляющие ролики для троса и провести его на небольшую настенную ручную лебедку.