Микромотолодка для автомобиля "Аполло"

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ МИКРОМОТОЛОДКИ

Длина наибольшая, м

2,8

Ширина наибольшая, м

1,4

Высота борта (по переборке на шп. Г), м

0,50

Ширина по скуле на транце, м

1,28

Килеватость днища на транце, град

20

Вес корпуса, кг

45

Рекомендуемая мощность ПМ, л.с.

8-23

Вместимость, чел.

2

      Когда-то в "КиЯ" широко обсуждались проблемы создания глиссирующих мотолодоки картоп, пригодных для перевозки на верхнем багажнике легкового автомобиля. И вот в № 55 промелькнула небольшая заметка об английской микромотолодке "Апполо", характеристики которой поразили тогда мое воображение. В самом деле, при длине всего 2,8 м корпус лодки имел обводы "глубокое V" и с 25-сильным подвесным мотором "Джонсон" развивал скорость 66 км/ч. В то время автор был молодым инженером, конструктором по двигателям внутреннего сгорания и решил испытать себя в судостроении. Вдохновленный упомянутой заметкой, я за несколько часов работы вычертил обводы корпуса подобной лодки и вскоре приступил к ее постройке.

      Конструкцию корпуса старался сделать как можно проще, в расчете на обшивку его строительной фанерой толщиной 5 мм. Поперечный набор составили транец и три шпангоута, собранных из реек 50Х16 мм. Киль склеил из двух реек 40Х10 мм. Между транцем и шп.Г сделал самоотливной рецесс, носовую часть защитил от заливания палубой и наклонным козырьком. Корпус был собран на гвоздях с применением эпоксидной смолы, снаружи оклеен слоем стеклоткани, Вес лодки составил 45 кг. При спуске на воду обнаружилась фильтрация воды, которую удалось устранить дополнительным покрытием корпуса эпоксидным связующим с добавлением алюминиевой пудры. После этого лодка снаружи стала похожа на дюралевую.
      Еще до установки продольных реданов я испытал лодку, навесив на ее транец старенький "Вихрь". Лодка тогда едва вышла на глиссирование, шла с большим дифферентом на корму. Зрелище, прямо скажу, было невеселое. Я даже подумал, что правы были мои друзья - более опытные водномоторники, которые утверждали - такая "козявка" нормально плавать не сможет, а заметку в "КиЯ" называли "английской уткой".
      Но вот были приклеены на место продольные реданы, установлен мотор "Привет", одолженный у приятеля, и свершилось чудо. Лодка из утюга превратилась то ли в мустанга, то ли в кроссовый мотоцикл. Стоило включить ход, как она мгновенно набирала высокую скорость, причем полный газ давать я опасался, поскольку мотор шел вразнос - гребной винт был явно легким. Как с одним водителем, так и с двумя людьми лодка глиссировала на продольных реданах, легко преодолевала волну высотой 0,3-0,5 м, ходовой дифферент был незначительным. Водитель, управляющий мотором за румпель, испытывал минимальную тряску. Пассажир, располагавшийся ближе к носу, испытывал вдвое большие перегрузки, но чувствовал себя гораздо комфортабельнее, чем в малокилеватой лодке на такой же волне.
      Скорость с двумя человеками составила 45 км/ч. Делать повороты на этой лодке одно удовольствие-даже при радиусе 8-10 м она их проходит четко, без проскальзывания, с креном внутрь циркуляции. Сбрасывать скорость нет необходимости. Пробовали ходить на лодке и втроем; при этом она уверенно глиссирует (скорость, правда, не замерялась).
      Затем было установлено самодельное ДУ, что сделало плавание в одиночку более спокойным, хотя скорость несколько снизилась, чем при управлении за румпель. В таком исполнении лодка эксплуатировалась довольно длительное время, и я смог изучить ее поведение при различном состоянии акватории. Выяснилось, что почти при любой волне важно иметь хороший ход, тогда винт всегда находится в воде, а нос даже при ходе по ветру не врежется в гребень попутной волны. Напомню - это при мощном моторе.
      Достаточно быстро можно выработать стиль "езды по волнам", нащупать приемы выполнения эволюции в толчее волн - и плавание покажется вполне безопасным при любом курсе относительно бега волн, доставит большое удовольствие. Интересно, что по засечкам времени прохождения расстояния 2-4 км при волнении и по гладкой воде скорость практически одинакова. При остановленном моторе лодка отлично отыгрывается на любой волне, ее не заливает. Ведь фактическая высота борта равна высоте переборки на шп. 5.
      Добавлю, что обычно входишь в лодку через борт на мелководье, но приходилось забираться и из воды. При этом остается достаточно высокий надводный борт; "оверкиль" ни разу не случился. Весной 1985 г. мы приобрели "Ветерок-8Э", с которым лодка была зарегистрирована и всесторонне испытана. Мотор хорошо заводится, довольно экономичный и надежный. Однако умеренная мощность позволила глиссировать лишь в одиночку; после "Привета" лодка казалась замедленной на разгоне. Анализ материалов в "КиЯ", посвященных доводке мотолодок, показал - необходима установка транцевых плит. На транце "Бесенка" появилась плита из дюраля размерами 700Х240 мм, было снято ДУ для улучшения центровки. И случилось еще одно маленькое чудо - вода легко стала отрываться от транца и лодка охотно заскользила. С одним водителем скорость составила около 30 км/ч, с двумя взрослыми - около 20 км/ч. Все положительные качества лодки сохранились. Удельная нагрузка, приходящаяся на "Ветерок", при которой лодка сохраняет удовлетворительную скорость,- около 27 кг/л. с. Это предельная величина для корпуса с обводами "глубокое V" при таких размерениях. Лодка хранится на талях под навесом, поэтому корпус, хорошо защищенный снаружи и пропитанный изнутри эпоксидной смолой, эксплуатируется уже девять лет без заметного износа и следов гниения древесины. Перевожу ее обычно на верхнем багажнике "Жигулей" или на самодельном прицепе с раздвижным телескопическим дышлом; при необходимости ее можно переносить вдвоем.
      При подготовке к публикации в обводы лодки внесены незначительные изменения: сделан развал бортов наружу но всей длине, введен скуловой брызгоотбойник, увеличена ширина но продольным реданам.

Чертежи микромотолодки конструкции Е. Данилова

Теоретический чертеж


Конструкция корпуса