Мотолодка «Лотос»

В.А. Дружинин
Журнал КиЯ №6 1966г

С каждым днем у нас появляется все больше и больше желающих провести время отдыха на воде. При этом и туристы, и рыбаки-любители, и те, которые живут на берегу водоемов, и те, кому приходится выезжать за несколько десятков километров, мечтают иметь легкую и удобную неразборную лодку, которая могла бы плавать под веслами и с мотором, которая не тонула бы, не рассыхалась и не размокала. Многие хотели бы сделать лодку такой, чтобы можно было перевозить ее на багажнике; тогда оставалось бы только сиять лодку с автомашины, когда приедешь на облюбованное место. С целью удовлетворить всем этим требованиям и была спроектирована и построена лодка «Лотос».

Основные элементы лодки «Лотос»
Длина наибольшая, м 2,8
Ширина наибольшая, м 1,1
Высота борта, м 0,4
Вес лодки без весел, кг 30
Водоизмещение, кг 300
Пассажировместимость, чел 2

Носовая часть лодки запалублена; открытый кокпит окружен невысоким фальшбортом. Благодаря наличию герметичных отсеков — воздушных ящиков — в носу и корме она практически непотопляема. Конструкция ее проста и технологична. Обшивка бортов и днища развертывается на плоскость.

Лодка предназначена для плавания в прибрежных зонах небольших водоемов, в реках и озерах.



Теоретический чертеж.


На чертеже показан клепаный вариант лодки, все шпангоуты, стрингера и обшивка которой изготовлены из алюминиевых сплавов. В таком исполнении лодка предназначена в основном для промышленного изготовления. Однако любители мелкого судостроения, имеющие некоторый опыт, легко могут изготовить такую лодку, заменив дуралюминовый набор сосновым (как показано на эскизе), а металлическую обшивку — фанерной толщиной 3 мм. Первая опытная лодка была изготовлена целиком из дерева именно таким способом.


При испытании лодка показала нормальную остойчивость и допустимый дифферент.



Конструктивный   чертеж  дюралевого   варианта.

Лодка не предназначается для скоростного спортивного плавания, поэтому корма ее развита больше обычного, что позволило разместить в оконечности герметичный отсек. Конечно, Для обеспечения лучшей ходкости лодки на веслах и с мотором желательно было бы выполнить кормовую часть днища с плавным подъемом килевой линии и скулы и сужением скулы в плане к транцу. Такое исполнение, однако, привело бы к усложнению технологии, так как пришлось бы проводить выколоточные или вытяжные операции при изготовлении обшивки. Кроме того, лодка имела бы большой дифферент на корму.




Набор (поперечные сечения) деревянного варианта.
1-флортимберс, сосна 20X40; 2 — кница с обеих сторон соединения, текстолит или дюраль, d =3; 3 — топтимберс cосна 20X40; на шп. 4, 5, 6 — ширина до 60; 4 — Пимс из доски 20X80; 5 —транцевая доска 20X200; 6 — карленгс сосна 12X20; 7 — стрингер, сосна 12x20; 8  —привальный брус, сосна 15X30; 9 — скуловой стрингер, сосна 15x30; 10 —киль, сосна 30X30.

В середине лодки и в корме имеются банки, на которых размещаются пассажиры. Для переноса лодки в носовой части установлена рым-скоба, а в кормовой части две скобы по обоим бортам.



Лодка на ходу


При испытании лодка с двумя пассажирами под мотором мощностью 3 л. с. развила скорость 12 км/час.