Моторная лодка ПК-5

В.М. Алексеев
Журнал КиЯ №2 1964г

Моторная лодка ПК-5 предназначается для водного туризма по внутренним водным путям, тренерской работы с гребцами и участия в соревнованиях мотосудов.

Моторная лодка ПК-5, проект лодки

Основные элементы моторной лодки

Длина наибольшая, м 4,2
»по КВЛ, м 3,74
Ширина наибольшая, м 1,45
Высота борта на миделе, м 0,55
Вес корпуса, кг 80—90

Обводы катера выбраны на основе опыта эксплуатации мотолодок подобного типа (лодка Казанского завода, ПТК-3 и т. п.). Значительная килеватость носовых образований помогает преодолевать встречную волну и значительно смягчает удары днищем о воду; в связи с этим скорость мотолодки при ходе на взволнованной поверхности больше, чем, например, у «Казанок». Сравнительно   широкий   корпус (L/В = 2,9)   обеспечивает необходимую остойчивость и более удобное расположение внутри катера, что также выгодно отличает этот проект.

К корме килеватость уменьшается, что обеспечивает мотолодке устойчивое глиссирование, но (в отличие от «Казанки», катера ПТК-3, мотолодки «Стрекоза») на транце к нулю не сведена. Последнее обстоятельство объясняется тем, что мотолодка предназначена и для мотогонок, а следовательно, необходимо улучшить ее поворотливость.



Общий   вид   моторной   лодки

С целью обеспечить остойчивость мотолодки при наклонениях на большие углы в кормовой части установлены дополнительные були, не выступающие за габарит корпуса. При крене без хода они работают как дополнительные объемы плавучести, а на ходу с креном нижняя поверхность булей начинает работать как дополнительная глиссирующая площадь с большим углом атаки и плечом от ДП,равным половине ширины. Следует отметить, что при ходе без крена були не смачиваются водой, т. е. не создают лишнего сопротивления.

Для туристов важно увеличить полезную площадь палубы, поэтому в данном проекте сделан развал бортовых ветвей шпангоутов, что улучшает и внешний вид мотолодки.



Теоретический чертеж

(Большой формат)


Конструкция корпуса мотолодки проектировалась с учетом особенностей технологии его изготовления из стеклопластика. Мотолодка собирается из двух секций: секции наружной обшивки и секции палубы с кокпитом, которые склеиваются между собой эпоксидной смолой. Були выклеиваются заодно с обшивкой; толщина наружной обшивки—3 мм. Обе секции имеют фланец, на который после склеивания ставят деревянный или фигурный (из поливинилхлорида или резины) привальный  брус.


Продольный   и   поперечный   разрезы   моторной   лодки.
1 — привальный  брус;  2 - фланец  секции  обшивки  корпуса;  3 — технологическая   прокладка    из    рубленого   стекловолокна со смолой; 4 — фланец секции   палубы.

Секция палубы обеспечивает корпусу катера необходимую жесткость и прочность. Сложная внутренняя форма этой секции спроектирована так, что при вклеивании в секцию обшивки она образует переборку на 3  шп., флоры  на 4—8 шп., переборку на 8 шп. и выгородку для струбцины подвесного мотора у транца. Толщина днищевой части кокпита, прилегающей вплотную к наружной обшивке,— 2 мм; остальная часть секции имеет толщину 3 мм. Принятая конструкция обеспечивает мотолодке непотопляемость при полном заливании кокпита водой.

К флорам крепятся диваны, откидывающиеся спинки которых дают возможность пассажирам отдыхать в катере. Дистанционное управление двигателем облегчает работу рулевого при туристском плавании.

Плавник в районе 7—8 шп. улучшает устойчивость на курсе и маневренность. Плавник лучше всего приформовать к корпусу после сборки катера, чтобы при ударе плавником о препятствие корпус не повреждался.

Перед водителем установлен козырек из органического стекла. Деревянные лакированные леера крепятся к палубе винтами; для этого в местах крепления их с внутренней стороны приформовывают металлические пластины. На носу устанавливают утку-флагшток.