Моторная лодка "Альга"

М. Плючиньский
Журнал КиЯ №8 1966г

Корпус лодки «Альга» имеет остроскулые обводы, рассчитанные на глиссирование. С одним подвесным мотором «Москва» лодка развивает скорость до 40 км/час, а при установке двух моторов «Москва» или одного «Вихря» — до 50 км/час.

Основные характеристики моторной лодки
Длина наибольшая, м 3,60
Длина по КВЛ, м 3,25
Ширина наибольшая, м 1,50
Ширина на миделе по КВЛ, м 1,35
Высота борта на миделе, м 0,48
Осадка, м 0,16
Вес корпуса, кг 70
Полное водоизмещение, кг 400
Пассажировместимость, чел 4






(
Большой формат)




Конструктивные чертежи мотолодки "Альга".
Обозначения позиций - см. спецификацию





Пайолы мотолодки.





Набор корпуса состоит из пяти шпангоутов (А, В, С, Д, Е), транца, киля, форштевня и стрингеров — продольных связей по днищу и бортам. Обшивка может быть изготовлена из 5—7-миллиметровой фанеры марок ФСФ, БС-1, БП-1, БПС-1 или, в крайнем случае, из фанеры средней водостойкости марки ФК.

Если лодка будет эксплуатироваться с мотором мощностью 20 л. с, на днище устанавливаются направляющие накладки (продольные реданы) {дет. 54). В кормовой части палубы предусмотрен водонепроницаемый рецесс для мотора.

Все детали набора изготовлены из сосны, кроме фальшкиля 10, накладки форштевня 12, буртика 29 и скуловой накладки 43, которые рекомендуется делать из твердых пород дерева. Детали набора и обшивка соединяются на водоупорном клее с гвоздевой запрессовкой. Листы обшивки по длине склеиваются «на ус» с шириной соединения приблизительно 60 мм и с таким расчетом, чтобы места склейки находились между шпангоутами. Может быть применен и более простой способ соединения — на стыковой планке, устанавливаемой с внутренней стороны обшивки.





Стапель для сборки корпуса.

Постройку судна следует начинать с изготовления стапеля. Затем собираются элементы набора: шпангоутные рамки, форштевень, транец. Используемые при этом материалы и размеры деталей указаны в спецификации.

Форма и размеры конструктивных шпангоутов для упрощения заданы не ординатами теоретического чертежа, а в виде таблицы, понятной самому неопытному судостроителю. Пользуясь ее данными и приведенными чертежами, можно сразу же вычертить в натуральную величину все шпангоуты.

Днищевые ветви носовых шпангоутов С, D и Е имеют кривизну, которая задана приведенными в таблице высотами I, II, III. Бортовые ветви транца и шп. А имеют завал, образованный кривыми линиями, форма которых задана полуширотами по КВЛ и ВЛ 4. Бимсы носовой палубы, замыкающие шпангоутные рамки Д и Е, имеют плавную погибь, стрелка которой задана высотой е.

Форштевень 11 плавно сужается сверху вниз, как можно видеть на сечениях А-А и В-В.

К выставленному на стапеле вверх килем набору крепят киль 9, внутренние привальные брусья 15, скуловые 16 и днищевые 21 стрингеры. Детали 15 и 16 рекомендуется делать составными из двух реек толщиной по 12 мм. На шпангоутах крепят сначала одну рейку (с обоих бортов), затем на нее накладывают вторую. Прочность такого склеенного стрингера получается выше, а изгиб более плавным, чем у сплошного. После установки стрингеров набор прострагивают и малкуют.

Обшивку устанавливают сначала на бортах, а затем на днище, идя от кормы к носу. На форштевне бортовая обшивка должна заканчиваться так, чтобы торец ее плотно подошел к накладке форштевня 12.

После того как обшивка закреплена, устанавливают фальшкиль 10, накладку форштевня 12, затем снимают корпус со стапеля и переворачивают его днищем вниз. Ставят стойки 4, 5, крепят кницы 2, 6, 7, носовой кноп 13, брештук 14 и бруски под пайолы 27 и 28. Устанавливают подпалубный набор—стрингеры 17, 18, 19, 31, 32, бимс 33, а также подкладки под утки 36, 37, горизонтальные кницы кокпита 39 и подмоторного выреза ЗВ. Вырез в палубе для мотора закрывается снизу рецессом-выгородкой мотора 41, 46, изготовляемым отдельно и крепящимся по месту.

После этого укладывают палубный настил 50 и весь корпус зачищают наждачной шкуркой.

Затем закрепляют скуловую 43 и направляющие днищевые 54 накладки и подкладку под кронштейн мотора 55. Накладки 43 и 54 должны быть плотно подогнаны к корпусу. Днищевые накладки рекомендуется сначала изготовить с припуском.

Весь корпус шлифуют и покрывают шпаклевкой, заделывая риски, щели и неровности. Подгоняют внешние привальные брусья 20 и буртики 29, которые должны плавно заканчиваться на форштевне и шпангоуте В, волноотбойник 8, комингсы кокпита 45 и приборную доску 40. Окончательно эти детали крепят на шурупах после окраски корпуса, предварительно проолифив их и покрыв бесцветным лаком.

Остается изготовить пайолы, сиденья, оковки, дельные вещи и весла и окрасить корпус. Кресла с откидными спинками крепятся на болтах к брускам, на которых устанавливаются пайолы. Детали кресел рекомендуется делать из ясеня или дуба, но можно использовать и сосну. Для обвязки спинки и сиденья идут бруски толщиной 15 мм, для настила 10—15 мм. Кресло водителя может быть сделано передвижным.

После окраски обшивку можно зачистить мелкой шкуркой и покрыть лаком. На готовый корпус устанавливают оковки и дельные вещи, ветровое стекло, и лодка готова к спуску.