Плавучая дача "Уют"

Журнал КиЯ №2 1964г


Для туристов путешествующих по небольшим рекам и озерам, скорость движения часто не имеет большого значения. Живописные берега располагают к продолжительным стоянкам, а переходы, как правило, не превышают 20—30 км в день. Зато очень важно, чтобы судно могло свободно преодолевать мелководье.

Обычно для таких походов используют байдарки или небольшие мотолодки, вроде алюминиевой «казанки». Однако плавание на таких мотолодках и байдарках связано с многими неудобствами — ночевать приходится на берегу под открытым небом или, в лучшем случае, в шалаше либо палатке; походное снаряжение приходится ограничивать лишь самыми необходимыми предметами.

Для бывалого туриста все это не имеет значения, но во многих случаях (если, например, в поход отправляется семья) лучше заранее подумать о создании минимума удобств, которые сделают путешествие  приятным  отдыхом.

Прежде всего встает вопрос о ночлеге. В сырую и холодную погоду, а детям даже в теплую погоду— лучше ночевать под крышей. Днем — в солнцепек тоже хорошо иметь над головой крышу (хотя бы тент), А если поход будет продолжаться несколько дней или даже недель, закрытая каюта будет необходимостью.

Судно для семейного плавания должно быть не только удобным, но и надежным. Конечно, необязательно, чтобы плавающее по мелководью судно было непотопляемым, однако оно должно быть достаточно остойчивым, чтобы не черпать воды, если одному из членов «команды» вздумается переместиться с борта на борт.

Понятно, что ни байдарка, ни маленькая моторная лодка таким «требованиям» не удовлетворяет. Плавучая дача «Уют» представляет собой суДно на котором очень удобно совершать семейные туристские плавания по внутренним водным путям, выезжать всей семьей на рыбалку. При необходимости такую дачу легко можно перевозить на автоприцепе.

Основные   элементы   плавучей   дачи   «Уют»:
Длина,     м.............7,0
Ширина,   м.............2,3
Водоизмещение   наибольшее,   т.....2 1
Осадка  при  этом  водоизмещении,  м...........0,14

Малая осадка позволяет проходить самые мелкие перекаты, но в то же время это достаточнее мореходное судно, пригодное для плавания на водохранилищах и озерах. Дача имеет прямолинейные обводы  и  несложную  конструкцию.

На транце можно легко установить один или два подвесных мотора. Желательно снабдить подвесные моторы дистанционным управлением, так как: с кормовых сидений обзор получается недостаточно хорошим и при плавании на узких извилистых фарватерах управлять  оттуда  трудно.

Планировка помещений предусматривает обеспечение наибольших удобств. В каюте — два стационарных спальных места, над каждым из которых без труда можно разместить по подвесной койке. Кроме того, число спальных мест может быть увеличено установкой раскладных коек на крыше. На даче имеются камбуз с газовой плитой, обеденный уголок, туалет, шкаф для одежды и душевая кабина.




Конструктивные чертежи плавучей дачи «Уют».

1 — двустворчатая   дверь 0,64X1,9;   2 - баллон   с   газом;   3 —водяная   цистерна;   4 —   ступенька;   5 — люк   0,7X1,17;   6 — полки;   7 — бимсы   каюты;   8 — бобышка   для   крепления   штырей   трейлера,   25X80x150;   9 — умывальник;   10 — колодец  для   размещения   колеса   трейлера.


Постройку дачи следует начинать с днища. Оно изготовляется из фанерных листов толщиной 16 мм и девяти наружных продольных балок 50X50, подкрепляющих обшивку и одновременно повышающих устойчивость судна на курсе. Три внутренние поперечные балки 30X150 соединяют продольные балки между собой и служат опорами для поперечных переборок (в узлах пересечения балок рекомендуется поставить оцинкованные 100-миллиметровые болты). С внутренней стороны по периметру днища установлены дополнительные балки 50X50.

Три переборки, носовую оконечность и транец собирают по отдельности, а затем устанавливают на собранную секцию днища. Каждая переборка собирается из вертикальных стоек сечением 40X50, бимса 40Х100 -50 и фанеры толщиной 9—10 мм.

Носовая оконечность, имеющая вид санного подреза, набирается из брусков 50X50. В месте слома днища — у начала подреза — устанавливают соответствующим образом малкованную дубовую поперечную  балку   150X50.

После того как набор дачи поставлен на место и раскреплен, устанавливают бортовую обшивку (фанера 9—10 мм толщиной), поверх которой крепят привальные брусья. Остается закрепить настил и на этом все основные работы по постройке корпуса дачи можно считать  законченными.

Для перевозки дачи можно изготовить специальную тележку — трейлер. Если предполагаются частые переезды по суше, то тележка может быть прикреплена к днищу, благодаря чему дача превратится в судно—амфибию. Для размещения колес тележки под койками устанавливаются герметичные колодцы.