Проект моторно-парусного судна

Рис. 1. Общий вид и план помещений.

1 — форпик; 2 — люк палубы; 3 — койка; 4 — камбуз; 5 — туалет; 6 — люк крыши рубки; 7 — сиденье.

Судно (рис. 1) рассчитано на дальние плавания по внутренним водным путям. На нем могут быть установлены один стационарный мотор или 1—2 подвесных.

Главные размерения

Длина наибольшая

6,40м

Ширина по палубе

2,69м

Осадка

1,04м

Среднюю и носовую часть судна занимает каюта (рис. 2) в которой расположены две койки и два спальных детских места на полу каюты (для чего койки выполнены без ящиков под ними), маленький туалет, камбуз, кладовая, место для вещей и др. В носовой части каюты сделан люк; непосредственно за мачтой возвышается рубка, кормовая переборка которой поставлена над корпусом двигателя.

Рис. 2. Конструктивный чертеж — продольный разрез, набор днище и палубы.

Рис. 3. Теоретический чертеж.

Над двигателем и гребным валом поставлен настил, на котором у бортов могут быть устроены еще два ного сечения в месте его присоединения к кнопу; это соединение выполнено на четырех болтах диаметром 8 мм.

Кноп, имеющий криволинейные очертания, изготовляют из кокорной заготовки, а при ее отсутствии — натесным; в последнем случае необходимо тщательно проследить за расположением слоев древесины, чтобы не ослабить кноп, который должен обеспечивать надежное соединение форштевня с килем.

Киль представляет собой короткий брус, носовая часть которого соединяется четырьмя болтами диаметром 8 мм с кнопом, а кормовая — переходит в сильно развитый дейдвуд.

Дейдвуд выполняют из 6—7 брусьев, соединенных между собой и с резенкилем болтами и длинными гвоздями; носовые концы брусьев дейдвуда срезают в соответствии с кривизной резенкиля, а кормовые — врезают в вертикальный брус или отделывают металлической оковкой.

Металлическая часть киля представляет собой поковку или отливку, выполненную из любого черного металла, так как изготовление его из свинца значительно увеличит стоимость судна; металлический киль врезают в брусья киля и дейдвуда заподлицо и крепят к килю, резенкилю и дейдвуду болтами.

Скуловые брусья (рис. 4) состоят из внутреннего и наружного брусьев, склеенных между собой; наружный скуловой брус имеет пазы для присоединения досок днищевой и бортовой обшивки; внутренний скуловой брус врезают в шпангоуты и крепят к каждому из них двумя шурупами или с помощью металлических угольников; скуловые брусья, идущие по всей длине судна, врезают в форштевень и обвязку транца и крепят к ним шурупами.

Внутренние привальные брусья выклеивают из трех широких и двух узких досок (рис. 4). Концы привальных брусьев врезают в форштевень и обвязку транца и крепят к ним шурупами.

Таблица 1. Таблица плазовых ординат.

Рис. 4. Конструктивное поперечное сечение.

Благодаря идентичности характера обводов шпангоутов их конструкция в основном одинакова. Они состоят из двух днищевых и двух бортовых ветвей (сечением 25X100 мм), соединенных между собой двусторонними кницами из водостойкой фанеры толщиной 8—10 мм или из доски; в последнем случае протяженность книц по ветви шпангоута следует взять несколько большей, чем указано на рис. 4.

В верхней части ширина бортовых ветвей шпангоутов уменьшается до 75 мм. Между кницами, соединяющими днищевые ветви шпангоута, ставят заполнитель из доски толщиной 25 мм.

Бимсы палубы в носовой части корпуса и бимсы рубки делают сечением 25X75 мм. Полубимсы в связи с большой шириной выреза в палубе имеют небольшую длину, однако их размеры в поперечном сечении в целях унификации материала принимают равными 25x75 мм.

Обшивка днища и борта набрана из досок толщиной 15 мм; по пазам поставлены пазовые рейки сечением 15x45 мм. Обшивку крепят к набору оцинкованными гвоздями.