Разборный парусно-моторный катамаран

В.   В.   Веретенников
Журнал КиЯ №5 1965г

Конечно, решение этого вопроса о том, какая лодка нужна путешественнику, в первую очередь зависит от района плавания, т. е. от того, где именно собирается плавать путешественник. Подавляющее большинство ленинградских моряков-любителей считает, например, что на своем судне они должны иметь возможность:
— в хорошую погоду, вечером после работы ловить рыбу в районе
фарватера; пройтись до Лисьего Носа, на Белый и Вольный острова или просто по заливу;
— в субботу — воскресенье сходить с палаткой на форты или на берег в районе Сестрорецк — Солнечное и т. п.;
— во время отпуска совершать дальние походы или полностью своим ходом (до Новгорода, Выборга, Тихвина, Череповца, северной части Ладоги, по Вуоксе и т. п.), или сначала по железной дороге, а далее по замечательным, но отдаленным водным путям Союза. Таким образом, к судну предъявляются довольно жесткие и отчасти противоречивые требования:
1) большая вместимость, по крайней мере, 2—3 человека с палаткой, багажом и запасом топлива (если соберется 4—6 любителей, они могут построить 2 судна);
2)  достаточная мореходность (в частности, остойчивость) для хождения на волнении до 3—4 баллов;
3)  достаточная прочность и непотопляемость корпуса на случай ударов о бревна, камни и т. п.;
4)  возможность транспортировки по железной дороге;
5)  надежность двигателя и движителя;
6)  простота конструкции и применение доступных (недефицитных) материалов.

«Казанка» с «Москвой» (имеющаяся у меня) не удовлетворяет пунктам 2 и 5 и не вполне удовлетворяет пунктам 3, 4 и 6. Предлагаемый Б. А. азуновым и В. Б. Гантманом катер с двигателем 45 л. с. и специально изготовляемым водометом не удовлетворяет пунктам 2 и 6 и не вполне удовлетворяет пунктам 4 и 5.

По моему мнению, в наибольшей степени всем приведенным требованиям отвечает разборный малогабаритный  парусно-моторный  катамаран.

Его основные характеристики примерно такие. Корпуса (фанерные с упрощенными обводами) длиной 3,2 и шириной 0,8 м. Общая ширина катамарана 2,4 м. Вес (без паруса и мотора) 120 кг; грузоподъемность 400 кг. Мотор «Москва» или «Ветерок»; парус площадью около 7 м2. Вот мои соображения в пользу такого судна.

1.  Двухкорпусная конструкция и расположение людей и грузов в кокпитах корпусов делают судно очень остойчивым; козырьки и носовая палуба защищают кокпит от попадания брызг.

Днища защищены от ударов о бревна или камни двумя килями-полозьями, полезными и при вытаскивании катамарана на берег. В носовой части корпусов должны быть устроены отсеки с водонепроницаемой переборкой. При получении пробоины в одном отсеке одного из корпусов судно сможет продолжать ход с пониженной скоростью. Все это делает катамаран достаточно надежным и мореходным для указанных  выше условий  плавания.

2.  Если корпуса отсоединить от мостика, судно можно будет сложить, положив один корпус на другой. Получится очень компактное и вполне транспортабельное место, перевозить которое значительно удобнее, чем «казанку» или катер Базунова и Гантмана.

3.  Приходится согласиться с авторами обсуждаемой статьи, что наши подвесные моторы (в том числе и лучший из них — «Москва») недостаточно надежны. Однако предлагаемая ими силовая установка вряд ли доступна среднему любителю и также не является абсолютно надежной. Если рассчитывать, что в будущем агрегаты с водометом будут изготовляться промышленностью, то в неменьшей степени можно надеяться и на то, что наша промышленность, работа которой проходит сейчас под знаком повышения надежности всех выпускаемых машин, наконец научится выпускать и надежные подвесные моторы. Ведь ненадежность их — вовсе не принципиальное свойство, а зависит главным образом от небрежно сконструированных и изготовленных «мелочей» вспомогательных устройств (которые зачастую улучшаются любителями путем кустарных переделок). Ведь основные узлы «Москвы» — поршневая группа, коленчатый вал, передача, подшипники,— работают в целом удовлетворительно. «Москва» легка, сравнительно дешева и доступна.

Недостаточная надежность подвесного мотора должна «компенсироваться» наличием паруса, который, кстати, пригодится не только при аварии с мотором, но и тогда, когда вам просто захочется тихо и спокойно, без шума, пройтись по заливу. В ряде случаев пахнущие бензином мотор, бак и канистры можно будет вообще оставить на берегу.

Почему-то наши любители часто забывают о достоинствах паруса или даже боятся его. Я думаю, что судно для путешествий должно быть обязательно парусно-моторным или, вернее, моторно-парусным. Для хода с парусом надо поставить шверты (или шверцы)— в щели между внутренним бортом корпуса и мостиком.

К сожалению, у меня нет лучшего довода в пользу предлагаемой конструкции — опыта плавания на таком судне. В этом виноват пункт 6 требований, а точнее — вторая его часть! Продажная цена материалов, идущих на постройку катамарана, мне вполне по средствам. Но вот достать их я до сих пор не могу. В магазинах ничего нужного почти никогда не бывает.

Я не новичок в самодеятельном проектировании и постройке судов и на своем опыте убедился, что настоящие технические трудности в этом деле преодолеть легче, чем снабженческие, зависящие только от отсутствия необходимого порядка в организации продажи необходимых судостроителям-любителям материалов.



Разборный парусно-моторный катамаран:

а — общий вид; б — катамаран, подготовленный для перевозки; в — план. /, // — корпуса; /// — мостик; IV — рангоут.