Туристический катер «Бемби»

В.Б. Осипчук
Журнал КиЯ №2 1964г

Если вы мечтаете о походах по извилистым рекам или тихим озерам с живописными островками в компании хороших друзей, если вы умеете и любите держать в руках молоток и пилу и не боитесь нового и непроверенного,— то проект катера «Бемби» подготовлен специально для вас.

Проектируя этот небольшой туристский катерок, автор стремился к сочетанию современного внешнего вида и достаточного   комфорта   с   простотой   и   дешевизной   постройки.

Основные элементы катера «Бемби»

Длина  наибольшая,   м

4,70

Ширина   наибольшая,   м

1,80

Высота   борта,   м

0,62

Вес  катера   без  экипажа   и   оборудования,   кг

около 250

Наибольшее  водоизмещение,  кг

550

Двигатель

Подвесной

Мотор

«Москва»


Несмотря на малые размеры на катере достаточно просторная каюта с высотой от поликов 1300 мм. В ней помещаются два дивана, стол, камбузный столик с портативной» газовой плиткой и шкаф для одежды. В кокпите выгорожены большие рундуки, в которых можно хранить походное снаряжение и двигатель. Здесь же, в кокпите, можно установить и обеденный стол, обычно стоящий в рубке; таким образом даже обедать вы будете на открытом воздухе.

Катер предназначен для плавания вдвоем, однако вы можете пригласить с собой еще двух знакомых. Только предупредите, что им придется спать в кокпите. В этом случае над кокпитом натягивается тент-палатка, опирающаяся в корме на дугу из дюралюминиевой трубки.

Подвесной мотор «Москва» обеспечит катеру скорость около  18  км/час  при  умеренном  расходе  горючего.

Обводы корпуса и форма надстройки выбраны исходя из требования максимального упрощения конструкции для возможности любительской постройки и в то же время обеспечения достаточной вместимости и мореходности катера.

В качестве основного материала для постройки корпуса предусматривается    применение    бакелизированной    фанеры толщиной 4 мм. Длина стандартного листа фанеры определила и наибольшую длину катера. В связи с этим в проекте применена транцевая форма носа, несколько необычная для отечественных катеров. Однако за рубежом транцевый нос применяется довольно широко. Имеются сведения, что такая форма носа обеспечивает хорошие мореходные каче-<тва   и,   в  частности,   хорошую  всхожесть   на   волну.   В  отечественной   практике  подобная  форма  носа  удачно  применена на очень изящной мотолодке «Золотая рыбка».
Если вы будете строить корпус из бакфанеры, то на наружную обшивку пойдет всего два листа размером 5,0ХI,2 м. Из каждого листа получаются одно днищевое и одно бортовое полотнища. Еще один лист пойдет на транцы, переборки, палубный настил, полики и т. д. Комингсы кокпита и рубку можно делать из фанеры марки БС или ФСФ той же толщины.



Теоретический  чертеж


Детали из бакфанеры следует крепить к набору оцинкованными шурупами 3X22 с шагом около 50 мм. Сборка корпуса производится на клее ВИАМ Б-3 или эпоксидной смоле  с   зачисткой   соприкасающихся   поверхностей.

Если же бакфанеры достать не удастся, не огорчайтесь и стройте весь катер из фанеры марки БС или, на худой конец, ФСФ. В последнем случае необходимо защитить корпус слоем стеклопластика.

Остальной   материал   корпуса   приобрести   несложно — это сосновые  рейки  разных сечений  (25X25,  20X10,  20X40,  20Х Х50,   30X70   и   90X25).   Метраж   реек   определите   сами   по чертежам,  а  заодно  более   подробно  ознакомьтесь   с  конструкцией катера.

Если не удастся приобрести какую-либо фанеру для обшивки катера, делайте ее из основных реек сечением 15X40 на клею с запрессовкой по пазам гвоздями. Весь крепеж надо брать оцинкованный. При обшивке корпуса не из бак-фанеры    следует   усилить    днище    и    борт    стрингерами    из сосны 20X40 — по два стрингера на днище и одному на борт (на каждую сторону).

Перед постройкой катера разбейте плаз. Имейте в виду, что плазовые ординаты сняты с теоретического чертежа, сделанного в масштабе 1 : 10, и должны быть проверены на плазе. Если вы не имеете возможности разбить плаз полностью, то предварительно по таблице начертите теоретический чертеж в масштабе 1 : 2 или 1 : 5. По этому чертежу выполните в натуральную величину плазовый корпус. По нему и будете собирать шпангоутные рамки.

Шпангоуты можно собирать внахлестку (как показано на чертежах) или встык на косынках. Первый способ менее трудоемок, но требует более тщательной работы и разбивки на плазе (с учетом малковки).

Все выпуклые поверхности на катере (крыша рубки, палуба, носовой транец) имеют одинаковую кривизну, заданную на теоретическом чертеже. Все бимсы могут быть выклеены на одном шаблоне, однако сделайте таких шаблонов два; это ускорит выклейку заготовок и позволит использовать    шаблоны    при    изготовлении     кондуктора    для     сборки носового транца. На кондукторе сначала выгните и закрепите обшивку транца, а затем, по месту, поставьте обвязку.



Общий  вид, продольный разрез и план  катера «Бемби».

1 — стол; 2 — диван; 3 — салон; 4 — шкаф; 5 — газовая плита и  кухонный   столик;  6 — рундук;  7 — кокпит;   8 — аккумулятор; 9 — рундук для подвесного мотора.




Строить катер удобнее всего вверх килем на стапеле. Шпангоуты выставляются на шергень-планках, о которых не следует забывать при заказе реек.

Начав собирать корпус, вы неизбежно столкнетесь со многими неожиданностями. Разбираться в них вам придется чаще всего самостоятельно, но, может быть, именно в этом и состоит главная прелесть любительской постройки. Построив катер, вы будете не только его строителем, но и его конструктором.

Автор не рекомендует вносить изменений в силуэт катера, не нарисовав их предварительно в масштабе на чертеже бокового вида. Подобранные с большим трудом пропорции очень легко нарушить.

Когда будете ставить окна рубки, не забудьте вставить кусочки резиновой трубки (наподобие ниппельной) в отверстия под шурупы. Это предохранит стекла от растрескивания.

Покрасьте катер по вкусу (лучше поярче) и—счастливого плавания!