Туристический катер "Ленинградец"

А. К. ЯКОВЧУК, Н. С. ЯКОВЧУК

Основные данные

Длина наибольшая

5,2 м

ширина наибольшая

2,0 м

высота борта: в носу

1,02 м

на миделе

0,89 м

в корме

0,69 м

осадка наибольшая

0,2 м

Вес корпуса без моторов

380 кг

водоизмещение полное

около 1,5 т

пассажировместимость

4 чел.

двигатели— два подвесных мотора «Москва» л/c общ

20 л. с.

скорость в режиме плавания

12—13

в режиме глиссирования

28-30 км/час.

Прежде чем строить туристическое судно, необходимо определить, где вы собираетесь плавать. Так, например, ленинградские водные просторы имеют свои характерные особенности. Чтобы выйти в Финский залив, надо иметь достаточно мореходный, но мелкосидящий корпус с надежным двигателем. Глубина залива во многих местах на протяжении полукилометра от кромки берега не превышает 30 см. Такие же глубины преобладают и у истоков Невы, на Ладожском озере. Чтобы найти хорошее место на Неве, необходимо подняться, по крайней мере, до Невского лесопарка или до реки Тосны, однако для этого нужно преодолеть течение со средней скоростью 6 км/час, а местами, в засушливые годы, — до 12 км/час. Таким образом, ленинградскому любителю водного туризма надо иметь сравнительно быстроходное судно, обладающее хорошими мореходными качествами.

Приступая к строительству туристских катеров, члены секции любительского судостроения при 2-м Ленинградском морском клубе ДОСААФ провели большую работу по выбору рациональной формы корпуса, моделированию и испытанию узлов и строительных материалов.

В результате было построено три катера: «Спутник I», «Спутник II» и «Ленинградец», на которых в качестве двигателей применяются спаренные подвесные моторы «Москва». Корпуса катеров получились сравнительно легкими (350—400 кг), что позволило при суммарной мощности моторов 20 л. с. развивать скорость около 28 км/час.

«Спутник» и «Ленинградец» обладают хорошей проходимостью по мелководью, остойчивы на озерной волне при ветре до 4—5 баллов. К тому же они достаточно вместительны и комфортабельны: в каюте имеется 4 спальных места и еще 3 спальных места размещаются на кокпите.

В 1960 г. на катерах «Ленинградец» и «Спутник 1» были совершены туристские походы по Ладожскому озеру и р. Волхов. На «Ленинградце» было 7 пассажиров; при этом он шел со скоростью 18 км/час.

Летом 1961 г. «Ленинградец» и «Спутник I» побывали снова на Ладожском озере, р. Свирь, Ивенском водохранилище и Онежском озере. Пятисоткилометровый путь от г. Вознесенья на Онежском озере до Ленинграда «Ленинградец» преодолел за 20 ходовых часов. В воскресные дни, когда дуют западные ветры, мы ходим на Ладожское озеро, а когда ветер дует с востока — отправляемся в Копорскую губу на Финском заливе.

Катера «Спутник» и «Ленинградец» неоднократно участвовали в соревнованиях по водно-моторному спорту. При этом они показали хорошие результаты, занимая первые места среди судов с двумя подвесными моторами.

Конструкция катера «Ленинградец». Корпус катера имеет остроскулые обводы, рассчитанные на глиссирование.

Набор катера состоит из шести шпангоутов, транца, киля, форштевня и десяти стрингеров. Обшивка может быть изготовлена из древесно-слоистого пластика ДСП-К (ГОСТ 5704—51) или бакелизированной фанеры (ГОСТ 1853—51). Кормовая часть днища имеет обшивку толщиной 6 мм. Между последним шпангоутом и транцем поверх обшивки установлена клинообразная накладка из легкой породы дерева или из пенопласта, оклеенного стеклотканью на эпоксидном клее.

Передняя часть днища (в нос от шп. 5) обшивается более тонкими листами фанеры, например, 5—4,5 мм. Борта и палубу покрывают фанерой толщиной 4 мм. Линии корпуса выбраны такими, что фанерная обшивка во всех местах хорошо пристает к набору.

Все детали шпангоутов изготовляют из сосны. Толщина строганых заготовок 22—23 мм. Ветви шпангоутов и бимсы соединяются кницами из баке-лизированной фанеры или текстолита. При постройке корпуса рекомендуется вычертить все детали в натуральную величину на заготовленных брусках, обработать их, а затем пропитать горячей натуральной олифой и покрыть масляно-смоляным лаком.

В качестве крепежа набора применяются оцинкованные, кадмированные или луженые стальные шурупы с потайной головкой диаметром 3 и длиной 26 мм. Для более плотного соединения поверхность книц и деталей шпангоута покрывается слоем лака 6-с.

Моторный отсек выполняется как самостоятельный узел. Эта часть корпуса обшивается заранее. Для крепления обшивки применяются оцинкованные или латунные шурупы толщиной 3—3,5 и длиной 22 мм. Верхняя часть моторного отсека представляет собой съемную крышку (на конструктивном чертеже она не показана).

Киль изготовляется из дубового бруска сечением 20X60. Между шп. 6 и транцем, как это показано на рисунке, часть киля состоит из двух брусков, склеенных клеем БФ или эпоксидным клеем. С транцем киль соединяется четырьмя оцинкованными болтами М10 посредством кницы, изготовленной из трех слоев 10-миллиметровой фанеры. С форштевнем киль соединен двумя такими же болтами.

Форштевень, брештук и бобышки для крепления бортовых стрингеров также изготовляются из трех слоев 10-миллиметровой фанеры, склеенных и склепанных нержавеющими заклепками. Для этих деталей можно брать первосортную березовую фанеру. После изготовления и подгонки детали пропитывают горячей олифой и покрывают лаком 6-с. Для днищевых и бортовых стрингеров применена прямослойная сосна. Бортовые стрингеры в районе между форштевнем и шп. 2 имеют продольные пропилы, которые обеспечивают им необходимую гибкость при сборке корпуса. Перед изгибанием стрингера в пропил вводится полимеризующийся клей, который делает изогнутую часть жесткой.

Скуловые стрингеры, на которых, как и на киле, стыкуются листы обшивки, желательно изготовить из дубовой рейки сечением 20X40.

Дубовые рейки такой длины приобрести трудно, поэтому рекомендуется их составлять из небольших кусков, стыкуемых на ус.

Палуба настлана на бимсы, полубимсы и палубные стрингеры. Каюта для пассажиров размещается между шп. 2 и 4. Каркас ее крыши составлен из четырех сосновых бимсов и пяти стрингеров. Пятый стрингер, на который ложится лобовое стекло, выгибается из бука, березы или дуба. Выгиб можно производить над огнем без предварительного распаривания в воде. Обшивка крыши каюты состоит из пяти продольных полос 3-миллиметровой березовой фанеры, которые стыкуются на стрингерах крыши.

В крыше имеется люк размером 400X600 с комингсом, служащий вентиляционным отверстием. Благодаря этому люку на ходу при закрытой двери в каюте можно пользоваться портативной газовой плитой П-2. При необходимости люк закрывается крышкой из дюралюминия или фанеры.

Лобовое и боковые стекла изготовлены из оргстекла толщиной 3—4 мм. Лобовое стекло выгибается в горячей воде (около 90° С) на фанерной форме. Водонепроницаемость стыков стекол с корпусом и каютой обеспечивается резиновым уплотнением из мягкой резиновой трубки диаметром 8—10 мм, разрезанной вдоль и одетой на торец стекла. Прижим стекол осуществляется рейками 10X10 из твердой породы дерева.

На шп. 4 установлена переборка из фанеры, отделяющая каюту от кокпита. В переборке предусмотрена рама для фанерной двери размером 600X1100 мм. Дверь открывается наружу.

Кокпит, расположенный между шп. 4 и моторным отсеком, обрамлен комингсами из еловой доски сечением 10X150 и планки 20X20 мм для крепления палубной обшивки по бортам. Доски и планки имеют длину, равную расстоянию между транцем и шп. 2. Комингсы крепятся к полубимсам, транцу и шп. 2. К комингсам крепится фальшборт, выполненный из 6-миллиметровой березовой фанеры. Верхний торец фальшборта окантовывается дубовым буртиком, имеющим продольный паз, равный толщине фанеры. Часть фальшборта, которая является продолжением каюты, окантовывается приставным гнутым буртиком изнутри кокпита.

С левого борта в кокпите оборудовано сиденье для водителя. На переборке каюты установлена штурвальная колонка, на которой смонтированы штурвал и панель с выключателями сигнальных огней.

Сверху на каюте установлено гнутое ветровое стекло, к середине которого прикреплен металлический шток для топового и гакового огней и крепления зеркала заднего обзора. Зеркало изготовляется в виде выпуклой полосы полированной нержавеющей стали. Бортовые огни и огни ночных отмашек помещены внутри каюты за лобовым стеклом, они не портят внешний вид каюты и дают добавочное освещение внутри нее.

Рис. 1. Теоретический чертеж(большой формат)

Рис. 2. Теоретический чертеж

Таблица 1. Таблица плазовых ординат

В каюте на раме размещен П-образный мягкий диван. Диван имеет четыре части. Две части дивана, закрепленные по бортам, являются постоянными сиденьями, две другие (спинки) могут быть в случае необходимости укреплены на подвесках посредине каюты. Таким образом получается общая мягкая постель для четырех пассажиров.

Пол каюты и кокпита изготовлен из квадратных фанерных еланей размером, примерно, 600X750 мм. Слани покоятся на продольных рейках сечением 15X50 и каждая из них может быть легко убрана при необходимости.

Для сохранения плавучести при получении пробоины в носовой части катера «Ленинградец» объем 90 л заполнен кусками легкого пенопласта, а вдоль бортов в кокпите размещены два плоских жестяных бензобака по 150 л каждый, заполняющихся всегда не более чем на 120 л. Если пенопласта нет, то герметизированный отсек в носу делать нецелесообразно. Более надежным является склеенный из листовой резины и надутый воздухом мешок, который можно разместить в носовой части кабины. На катере должны быть легкий спасательный круг и три надувных жилета.

Постройка катера. Приступая к постройке катера, рекомендуется собрать литературу, относящуюся к этому вопросу. При подборе литературы можно воспользоваться перечнем книг и журналов в конце сборника. Постройку катера следует начать с изготовления отдельных деталей набора: шпангоутов, киля, штевня, транца и др. Затем на киле размечают места установки шпангоутов и прикрепляют каждый шпангоут к килю двумя шурупами 4X40. Следующий этап — постановка скуловых, а затем верхних бортовых стрингеров. Стрингеры прикрепляют сначала в пазах на транце, а затем доходят до шп. 2. После этого производят малковку набора и промазывают места малковки горячей олифой и лаком 6-с.

Затем приступают к обшивке. Сначала обшивают борта, начиная с кормы (транец обшит заранее). Листы обшивки стыкуют в торец, накладывая 'изнутри полоску фанеры. Под фанерную накладку заводят полоску стеклоткани или изоляционной ленты, промазанную клеем БФ. Желательно применять именно эти материалы, так как они не гниют при попадании влаги. Клепка выполняется изготовленными из проволоки красномедными заклепками диаметром 3 мм впотай.

Там, где обшивка ложится на транец и скуловые стрингеры, необходимо сделать подмазку. Для этого кладут 2—3 слоя стеклоткани или изоляционной ленты, промазанной свинцовым суриком или белилами, густо разведенными на смеси лака 6-с и натуральной олифь! (1 :1). Эта смесь не позволяет краске полностью высохнуть и затвердеть, поэтому такая подмазка остается эластичной и исключает попадание воды.

Рис. 3. Конструктивный чертеж

1 — форштевень: проклепаны и проклеены клеем БФ три слоя фанеры 8 — 10 мм;
2 — бобышки;
3 — брештук: три слоя фанеры d — 10 мм;
4 — бортовой стрингер, сосна 20x30;
5 — скуловой стрингер. дуб 20X40;
6 — карленгс, сосновая доска 15Х150: крепятся шурупами к полубимсам;
7 — боковое стекло, плексиглас d — 3 мм;
8 — лобовое стекло. плексиглас d — 4 мм;
9 — съемное ветровое стекло;
10 — ходовые огни;
11 — фальшборт, фанера 8—6 мм;
12 — буртнк, дуб
13 — комингс, фанера 8—6 мм
14 — штурвальная колонка со штурвалом и приборной панелью
15 — кормовой отсек для моторов
16 — транцевая доска: три слоя фанеры 6 — 10 мм
17 — кормовая кница; три слоя фанеры 8 — 10 мм
18 — утолщение днища на 20 мм к корме; легкая порода дерева или пенопласт, приклеенные к наружной части обшивки
19 — шпангоуты, мелкослойная сосна d = 22-25 мм
20 — киль, дуб 20X60
21 — фальшкиль с латунной оковкой, сосновый брусок 50x70
22 — слани, ель 15X50

23 — пайолы кормовые, бакелнзироваяная фанера d—3 мм
24 — дверная рама, сосна 20x50
25 — откидное сиденье, дюралевая трубка d — 15 мм
26 — ручки дистанционного управления газом и реверсом
27 — крышка люка, дюраль d — 1 мм
28 — комингс люка, сосна 10x10
29 — мягкий диван
30 — бимсы каюты; выпиливаются из сосновой доски толщиной 15-20 мм
Si — гнутый бимс для крепления лобового стекла, гнутый дуб или бук 8x20
32 — ребра-поручии, сосна 15Х40
33 — утка
34 — привальный брус, дуб 20x40
35 — днищевые стрингеры, мелкослойная сосна 20X60
36 — бортовой стрингер, сосновая рейка 20X30, распиленная вдоль части, охватывающей шп. 2 н I и брештук
37 — скуловой буртнк, ель 25X25
38 — бортовой буртнк, дуб 30x30
39 — дюралевая плата d - 1,5 мм
40 — кильсоны, дуб 20X30
41 — латунная оковка d — 1 мм
42 — палубные стрингеры, мелкослойная сосна 20x50
43 — стрелообразный рым (дюраль или литье из алюминиевого сплава)
44 — стрингеры крыши кабины, сосна 12X40
45 — рама для дивана, ель 20X40

Рис. 4. Конструктивные чертежи шпангоутов(большой формат)

Рис. 5. Транец.

1 — флортимберс, мелкослойная сосновая доска толщиной 25 мм; 2 — кница, бакелизироваиная фанера или текстолит d = 5 мм; 3 — топтимберс, мелкослойиая сосна d=5 мм; 4 — бимс, сосна d = 25 мм; 5 — боковая стенка, бакелизироаанная фанера d=4 мм; 6 — пиллерс, сосна 25 X 50; 7 — транцевая доска из трех слоев фанеры d = 10 — 12 мм; 8 - дно моторного отсека, бакелизированная фанера d = 4 мм.

Рис. 6. Торцевое соединение листов обшивки.

Рис. 7. Узел соединения ветвей шпангоута на кницах.

Рис. 8. Раскрой боковых стенок моторного отсека (2 шт.)

Рис. 9. Узел соединения штевня, брештуков, шпангоутов и киля.

Рис. 10. Узел соединения киля и транца с помощью кницы.

Рис. 11. Последовательность крепления обшивки.

Рис. 12. Способы крепления обшивки.

Рис. 13. Гидроизоляция корпуса.

1 — кильсоны; 2 — латунная оковка; 3 — киперная или стеклолента, приклеенная эпоксидной смолой или клеем ВИАМ-Б; 4 — буртики.

Обшивку крепят шурупами 3X26, которые ставят на расстоянии 40 - 50 мм. Для каждого шурупа предварительно сверлят отверстие диаметром 2,8 мм на глубину 2/3 его длины. Для головки зенкуют конусное гнездо. Перед установкой шурупы обмакивают в лак 6-с. Последовательность крепления днищевой обшивки показана на рисунке; такой способ позволяет легко получить изгибы обшивки без распаривания.

На обшитом корпусе необходимо с помощью рубанка и рашпиля обработать надлежащим образом углы обшивки и зачистить крупной шкуркой всю ее поверхность. На скуловые углы следует прикрепить шурупами 4X40 с жидкой подмазкой буртик 25X25 мм. Буртик изготовляется из мягкой породы дерева (ели), поэтому хорошо прилегает к корпусу и, набухая в воде, плотно закрывает шов. Гидроизоляцию можно производить путем приклеивания полос стеклоткани эпоксидным клеем и шпаклевкой ненадежных мест.

Шпаклевка для заполнения углублений и гидроизоляции изготовляется из 100 вес. ч. свинцового сурика и 10 вес. ч. молотого прокаленного на сковороде мела. Если нужна эластичная шпаклевка, смесь разбавляют раствором олифы и лака 6-с. Твердую шпаклевку разводят на одном лаке.

На днище устанавливают фальшкиль и две продольные рейки, которые повышают устойчивость катера на малом ходу и предохраняют днище от ударов. Фальшкиль прикрепляется к килю тремя болтами на подмазке. На фальшкиль накладывается латунная оковка, продолжающаяся на форштевне.

Далее корпус покрывают грунтом, составленным из свинцового сурика и лака 6-с. Олифу для изготовления красок и грунта применять не рекомендуем. Краски на основе олифы оказываются менее влагостойкими, чем приготовленные на лаке 6-с.

Обшивку палубы производят так же, как и обшивку днища. Установка рубки особых трудностей не представляет. Здесь надо уделить внимание лишь гидроизоляции стекол и шпаклевке швов крыши.

Окраску катера производят после грунтовки всего корпуса. Цвета окраски «Ленинградца» выбраны, например, следующими: днище ниже ватерлинии, палуба, фальшборты и корма под моторами окрашены смесью сурика с незначительной добавкой крапп-лака и имеют вишневый цвет; каюта и борта покрыты желтовато-кремовой краской. Сочетание таких тонов оказалось очень нарядным. Внутри каюта окрашена лаком 6-с.