Швертбот «Оптимист»

А.   В.   Тетсман
Журнал КиЯ №4 1965г



Кто из мальчиков не смотрел с восторгом на скользящие по воде яхты, кто из них не мечтал сам сесть за руль белокрылого судна? К сожалению, это удается не всем желающим; мало еще у нас юношеских спортивных парусных коллективов, не везде есть подходящие суда, на которых подростки могли бы учиться ходить под парусом. Именно поэтому заслуживают особого внимания конструкции простых и дешевых швертботов, которые легко могут быть построены самими ребятами в кружках при школах, домах пионеров и тем более — яхт-клубах.

Одним из таких швертботов является «Оптимист», получивший признание во многих странах Европы. Общее число построенных   швертботов   этого   класса   превышает   10   тысяч.

Швертбот предназначается для обучения управлению парусным судном подростков в возрасте от 8 до 14 лет и рассчитан на плавания по внутренним водоемам (реки, озера), а также в закрытых от волнения прибрежных морских районах. Разумеется, «Оптимист» может быть использован и взрослыми спортсменами, например, в качестве тузика для   крупной   яхты,   а  также  для   рыбной  ловли   и   охоты.

Там, где будет построено несколько таких швертботов, можно проводить соревнования, которые по остроте спортивной  борьбы  за  первенство  не  уступят  гонкам  знаменитых
«пятерок».

«Оптимист» является монотипом, т. е. все суда этого типа строятся по одному чертежу с соблюдением определенных ограничений и допусков. Если эти ограничения и допуски не соблюдены, швертбот не может быть обмерен и не будет допущен к соревнованиям.

Такими строго регламентируемыми размерами (мм) корпуса являются:

Длина    наибольшая

2300±15

Расстояние   от  транца  до   центра пяртнерса

2000±15

Расстояние    от   транца   до   швертового колодца

1990±5

Длина  по   днищу,   измеряемая   по  кривой  киля

2165 + 15

Высота   транца

320±5

Высота    форшпигеля    (носового    транца)

340 ±5

Максимальная        высота      от      нижней кромки киля до линии, соединяющей верхние    точки   форшпигеля    и   транца

416 + 5

Ширина   на   уровне   верхних   кромок   привальных брусьев на    транце

970±15

Ширина   на   уровне   верхних   кромок   привальных брусьев на   форшпигеле

566±15

Ширина   на   уровне   верхних   кромок   привальных брусьев наибольшая

1130±15

Ширина по скуле на    транце

860±15

Ширина по скуле на   форшпигеле

480±15

Ширина по скуле наибольшая

1026±15

Вес корпуса швертбота

30 кг


Размеры паруса и положение марок на рангоуте, показанные на чертеже, являются   максимальными   и   не   могут   быть   превышены.

Площадь паруса — 3,70 м2.

Обводы и конструкция корпуса очень просты, благодаря чему за постройку «Оптимиста» могут браться даже малоопытные строители. Днище и борта швертбота имеют кривизну только в одном направлении, что позволяет применить для изготовления наружной обшивки фанеру. Палубы нет.

Кроме транца и форшпигеля, имеется только один шпангоут. Продольный набор составляют киль, скуловые и днищевые стрингеры и привальные брусья.

Пяртнерс мачты прорезается в носовой поперечной банке, которая крепится к привальным брусьям. Крепление банки усилено кницами, соединяющими ее с бортами. Кницами же усилены соединения транца и форшпигеля с привальными брусьями.

Размеры и количество деталей, а также их материал указаны в спецификации.
«Оптимист», построенный по указанным размерам, будет удовлетворять ограничениям класса и сможет участвовать в соревнованиях.

Сборку корпуса следует начинать со сборки шпангоута, форшпигеля и транца. Для крепления к стапелю топтимберсы этих деталей делаются длиннее. После установки привальных брусьев, стрингеров и обшивки, топтимберсы отпиливаются по кромке привального бруса. Такой способ постройки наиболее прост и не требует дополнительного материала на раскрепление шпангоутов. Необходимость в изготовлении стапеля может отпасть, если можно закрепить набор непосредственно на ровном полу.

Швертбот оборудуется рулевым устройством и швертом кинжального типа, вставляющимся в швертовый колодец. На внутренней стороне привальных брусьев крепятся подуключины для гребли веслами, которые должны быть предусмотрены в снабжении швертбота.

Мачта, гафель и гик имеют круглое сечение и могут быть сделаны как из цельного дерева, так и клееными. Прочность мачты рассчитана таким образом, чтобы при шквале швертбот с матросом, сидящим на борту, не переворачивался, а происходила бы поломка мачты. Степс мачты закрепляется на киле. Мачта устанавливается без стоячего такелажа.

Гик упирается в мачту «усами», охватывающими ее полукольцом. Гафель  крепится к мачте специальным штертом.







Конструктивные чертежи и схема сборки корпуса на стапеле:

а—продольный    разрез    корпуса    на    стапеле;   б — план   корпуса   (вид сверху    на   готовый    корпус);   в — вид  корпуса   вверх  дном   на   стапеле; г,   д,   е — поперечные    сечения    корпуса   на   стапеле;    ж — сечение   по мачтовой банке
Спецификацию деталей см. в таблице на стр.  152.

Парус, пошитый в соответствии с чертежом, при постановке пришнуровывают слаблинем к мачте и гику. Для прохода слаблиня через паруса вдоль передней и нижней шкаторин с шагом 150—200 мм обметывают отверстия — люверсы.

Управление парусом осуществляется гика-шкотом, прикрепленным одним концом к гику. Ходовой конец гика-шкота   проходит   через   блок,   закрепленный   на   киле.


Транец швертбота может быть подкреплен для установки  подвесного  мотора  мощностью  1,5—5  л.  с.

Наружную поверхность корпуса, руля и шверта грунтуют горячей смесью скипидара и олифы в соотношении 1 : 2    один    раз,    шпаклюют    и   окрашивают    пентафталевыми эмалями за 2—3 раза. После нанесения первого и второго слоя краски, а также после шпаклевки поверхности шлифуют шкуркой. Пентафталевую эмаль можно заменить другими водостойкими красками.

Основные материалы,  необходимые для постройки швертбота:

Фанера   водостойкая   d = 6   мм  -  3 листа
Пиломатериалы  хвойных   пород  - 0,1   м3
Шурупы    и    гвозди   оцинкованные - около  1   кг
Ткань   АМ-100 или другая весом около 150   г/м2 - 4 пог.  м
Краска   и олифа - по  1   кг.